23-24 сентября на базе детского центра «Надежда» состоялся семинар «Возможности участия педагогов и школьников в мониторинге и предупреждении загрязнения водных ресурсов». Участники мероприятия – учителя биологии и географии из школ Вилейского, Молодечненского, Сморгонского и Бориосвкого районов – обменялись опытом и расширили свои представления о методиках внеклассной и внешкольной работы с учащимися по вопросам защиты водных ресурсов.

Наталья Поречина, экспертка из Центра экологический решений, рассказала о возможностях использования программы «Наблюдение за реками» при организации занятий по интересам, привела примеры акций и информационных компаний, с помощью которых можно увлечь школьников в практическую работу, а также представила учителям различные информационные  материалы и «Сборник методических разработок «Наблюдение за реками», в который вошли работы участников конкурса методических разработок, проходившем в 2019 г. Каждый желающий получил набор информационных материалов для работы со школьниками и местным сообществом.

Победители по трём из четырёх конкурсных номинаций представили участникам семинара свои методические разработки.

Занятие «Загрязнение природных водоемов микромусором» проводит Екатерина Малолова

Екатерина Малолова, учительница биологии из г.Чаусы Могилёвской области, провела занятие на тему «Загрязнение природных водоемов микромусором», Ирина Костечко, методист Эколого-биологического центра детей и молодежи Мостовского района Гродненской области поделилась разработкой увлекательного эко-квиза «Водоемы гидросферы», во время которого педагоги так и не пришли к единому мнению по вопросу «Почему на поверхности торфяников часто бывают весенние и осенние заморозки?».

Татьяна Лиленко представляет экскурсионное занятие «Реки Ушаччины»

Учительница биологии из Ореховской школа Ушачского района Татьяна Лиленко провела захватывающее экскурсионное занятие «Реки Ушаччины».

Определение скорости течения – практический элемент экскурсионного занятия

Одной их проблем учительской работы является организация исследовательской деятельности учащихся. Поэтому большой интерес участников семинара вызвала презентация кандидата биологических наук Юлии Верес, имеющей большой опыт в консультировании педагогов и оценке конкурсных школьных исследовательских работ. Тема доклада – «Подготовка школьных исследовательских работ по результатам работы по программе «Наблюдение за реками».

Людмила Аносович, учитель биологии СШ № 3 г.Вилейки (слева) и Ирина Костечко, методист Эколого-биологического центра детей и молодежи Мостовского района Гродненской области (справа)

Помимо докладов и презентаций программа семинара предполагала полевые занятия. Людмила Анасович, учительница биологии из Вилейки, увлекла педагогов работой по распознаванию растений на местном водоёме с целью определения качества воды, тема занятия – «Биоиндикация с помощью высшей водной растительности».

Здесь же вода из водоёма была проверена на содержание нитратов, нитритов, фосфатов и аммония. Экспертка Юлия Верес подробно объяснила и наглядно представила, как определяется качество воды лабораторными методами с использованием школьной мини-лаборатории немецкого производства «Visocolor School».

Юлия Верес. Практическое занятие по исследованию качества воды с помощью мили-лаборатории «Visocolor School»

Ещё один выход на природу участников семинара был связан с освоением методики мусорного аудита. Сначала педагоги провели небольшую акцию по уборке прилегающего лесного массива, а потом тщательно проанализировали состав собранного мусора. Цель мусорного аудита – определить, какую часть из мусора, оставленного в местах отдыха, составляет неперерабатываемый пластик и что именно чаще всего попадает в эту категорию. В результате уборки небольшого участка леса собрали: 12 стеклянных и 14 пластиковых бутылок, 5 тэтра-паков от сока, 17 одноразовых стаканчиков, 3 упаковки от чипсов, 6 полиэтиленовых пакетов, 5 металлических банок, 6 бумажных пачек от сигарет в целлофановой плёнке, 17 окурков и около 20 мелких деталей из пластика и фольги, а также обёртки от конфет. Их этого набора только стеклянные и пластиковые бутылки, а также металлические банки отправились в соответствующие контейнеры для переработки, остальной мелкий мусор – в контейнер с коммунальными отходами.

Считаем собранный мусор

Таким образом руководитель проекта Лариса Яковюк представила участникам алгоритм проведения аудита мусора, который проводится во многих странах мира, в том числе в Нидердандах, и объявила о проведении в рамках проекта конкурса «Мусорный аудит» среди школьных команд.

Ещё один элемент нидерландского опыта – игра «Супер-сыщики» – была в рамках проекта переведена на русский язык и представлена участникам семинара для дальнейшего использования в работе с детьми.

Двухдневный формат проведения мероприятия в прекрасном природном месте, на удалении от больших городов, предполагал общение по-за рамками программы. Поэтому после ужина, несмотря на уже тёмное время суток, активные педагоги совершили 4-х км прогулку по лесу для того, чтобы познакомиться с Вилейским водохранилищем. Отсутствие облаков и хорошая погода способствовали непринуждённому общению и знакомству с созвездиями осеннего неба.

Участники семинара

Семинар завершился, но уезжать никому не хотелось. Чудесная погода, прекрасная атмосфера окружающего пейзажа и многогранность состоявшегося мероприятия явились хорошими мотиваторами для дальнейшей работы и возможной новой встречи. 

Мероприятие состоялось в рамках проекта «Предупреждение загрязнения природных водоёмов через вовлечение молодёжи и школьников в общественный мониторинг водных ресурсов». Проект реализуется РСЭОО «Живое партнёрство» при финансовой поддержке программы МАТРА Посольства Королевства Нидерландов.