С 10 по 14 августа в рамках проекта «Предотвращение загрязнения природных водоёмов через вовлечение молодёжи и школьников в систему общественного мониторинга водных ресурсов» была проведена экологическая экспедиция по реке Западная Березина. В составе группы участников: 4 педагога из учреждений образования г.Вилейки и Молодечно, 5 школьников, руководитель проекта. Руководил экспедицией Михаил Петух, педагог Вилейского центра дополнительного образования детей и молодёжи. 9 из 11 участников экспедиции получили первый опыт сплава на байдарках.

р.Западная Березина, первый день пути

Река Западная Березина в районе п.Бакшты, откуда мы стартовали, достаточно узкая и неглубокая. Но уже через 5 км от места нашего старта в Зап.Березину впадает р.Ислочь, и ширина реки заметно увеличивается. Идти по реке приятно, прохлада от воды смягчает летний зной, но за счёт отражения солнечных лучей вода способствует солнечному загару. Поэтому уже к вечеру первого дня путешествия у всех загорелые лица и руки. При всей красоте окружающей природы расслабляться на воде нельзя: через каждые три-четыре метра наш путь преграждают упавшие в воду или нависающие с берега деревья. Всё время приходится маневрировать, чтобы обойти их. Но значительно большую опасность представляют ветвистые деревья и коряги, лежащие на дне, которые труднее заметить, но зацепившись за них, можно повредить оболочку байдарки.    

На протяжении 60 км нашего маршрута Березина приняла в своё русло 3 притока. Конечный путь нашего маршрута – д.Микалаево, которая находится на берегу Нёмана, через пару километров после впадения в него Западной Березины. Русло Березины перед слиянием с Нёманом раза в 4-5 шире, чем в месте нашего старта.

Западная Березина перед впадением в Нёман

Одной из задач нашей экспедиции было исследование качества воды в Западной Березине и её притоках. Для проведения анализа воды использовалась переносная школьная мини-лаборатория – набор тестов Visocolor Shool, с помощью которого можно определять концентрацию в воде: нитратов, нитритов, фосфатов, аммония, а также pH-показатель и жёсткость воды.

Методика проведения анализов простая и доступна детям среднего школьного возраста. Поэтому во время стоянок ребята проводили анализы и фиксировали результаты. Следующим этапом работы будет обработка полученных результатов. Этим участвовавшие в экспедиции учителя будет заниматься со своими учениками в ходе выполнения исследовательских работ уже в учебное время.

Ещё одной важной задачей экспедиции было обучение детей и учителей организации туристических стоянок, приготовлению пищи и обращению с отходами в природных условиях. С первыми двумя навыками жизнь заставляет справляться, поэтому к сбору сухих веток для костра и приготовлению еды на речной воде и взрослые, и дети привыкают быстро. А вот как правильно избавиться от ненужной упаковки от крупы или обёртки от конфет приходилось напоминать школьникам каждый день. Особенно наглядным был антипример наших предшественников – туристов, отдыхающих и рыбаков, которые останавливались на этих же стоянках до нас. Даже если стоянка кажется более или менее убранной, на поляне валяется множество окурков – курящий народ наивно считает, что они переработаются под воздействием солнца и воды. Увы, окурки содержат частицы микропластика, и даже когда целостность окурка будет нарушена, микропластик будет загрязнять почву и воды. Ещё более странным выглядят аккуратно упакованные, но оставленные на берегу реки мешки с мусором, как будто кто-то другой, но только не сами отдыхающие, должен вынести из лесу их мусор. А на одной стоянке рядом с мусорным мешком стоял сломанный раскладной стул, скорее всего ранее служивший какому-то рыбаку. Человек предпочитает в одиночестве рыбачить в комфортной обстановке, но довезти до контейнера сломавшийся стул – ума не хватило. Важно было показать это подросткам и выработать навык экологически грамотного поведения: бумажную упаковку (к сожалению, такой было меньше всего) мы сжигали в костре, металлические банки от тушёнки обжигали в костре, а потом закапывали, всякого рода полиэтиленовую упаковку: от круп, обертки от конфет, ПЭТ-бутылки сжимали, чтобы минимизировать их объём, и складывали в мусорный пакет, который на протяжении всего маршрута перевозили с собой. За четыре дня пути общий объём нашего мусора, с учётом собранного за предшественниками на последней стоянке, составил около 10-13 литров + пакет с ПЭТ-бутылками, собранными отдельно.  Естественно, это было значительно меньше и по весу, и по объёму чем продукты, которые хранились в этой упаковке в начале нашего путешествия. Мы без проблем загрузили эти пакеты в машину, вместе с нашими вещами, чтобы потом выбросить их в соответствующие контейнеры.

Ещё один экологический навык, которым должны владеть любители отдыха на природе – умение правильно, без вреда для природы помыть свою посуду. Казалось бы, находясь у реки – это проще простого. Но когда стоя на берегу, вы видите на дне остатки крупы или кусочков овощей – это как минимум неприятно. Наберите в посуду воду, затем отойдите от берега метров на 5, помойте посуду и вылейте остатки воды под дерево или на траву, ещё раз наберите воду, отойдите от реки и сполосните свою посуду – это правило, которое хорошо усвоили участники экспедиции. При этом категорически не рекомендуем пользоваться жидкими моющими средствами – они содержать ПАВы (поверхностно активные вещества), вполне можно обойтись хозяйственным мылом.

14 августа наша экспедиция закончилась. Школьники и педагоги получили новый опыт активного познавательного отдыха, приобрели навыки экологически дружественного поведения в природе, освоили методику оценки качества воды. Впереди учебный год, у учителей и учащихся есть возможность продолжить обучение по программе «Наблюдение за реками».

Экологическая экспедиция организована в рамках проекта «Предотвращение загрязнения природных водоёмов через вовлечение молодёжи и школьников в систему общественного мониторинга водных ресурсов». Данный проект реализуется РСЭОО «Живое партнёрство» при финансовой поддержке программы МАТРА Посольства Королевства Нидерландов.