18 октября не безразличные к проблеме экологии работники учреждений образования с разных уголков Беларуси встретились в минской гимназии №19. Именно здесь для участников и претендентов на участие в сети «Белый аист» прошел семинар по теме: «Роль социальных и образовательных учреждений в предотвращении изменений климата и содействии устойчивому развитию на местном уровне». Семинар явился одним из мероприятий проекта «Через энергосбережение к развитию регионов», который общественное объединение «Живое партнёрство» реализует при финансовом содействии Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии.

Семинар начался с приветственного слова Галины Владимировны Полянской, председателя правления Республиканского социально-экологического общественного объединения (далее – РСЭОО) «Живое партнерство». В своей речи председатель отметила, что рада видеть на семинаре всех заинтересованных и небезразличных к вопросам экологии коллег. «Отрадно, что с каждым годом все больше учреждений присоединяются к сети «Белый аист», включаясь в работу по экологическому менеджменту. Наша задача – привить учащимся навыки бережно отношения к окружающему миру, рациональному использованию природных ресурсов. Благодаря детям и родители узнают о важности грамотного подхода к потребительским нуждам. Наше завтра мы строим сегодня».

 

 

Не словом единым

Вдохновленные и окрыленные участники семинара преступили к работе. Первым с докладом выступил директор гимназии №19 Анатолий Владимирович Муравьев. Ведь в данном учреждении образования не понаслышке, а на деле знают, как важен экологический менеджмент в жизни.

– Опыт социально-активной деятельности дает ребенку понять, для чего он что-либо изучает, познает, приобретает тот или иной навык, – отметил Анатолий Владимирович. – Наша цель, моя в частности, как руководителя, не просто получить сертификат «Белый аист» и числиться в списке участников, а развиваться и действовать в данном направлении. Мы должны быть счастливы, что родились во время социо-культурных инноваций. Главное понять и донести до детей, что существуют так называемые планетарные границы, что ресурсы Земли не безграничны. В 2015 году государства-члены ООН приняли Повестку дня в области Устойчивого Развития на период до 2030 года. Повестка 2030 включает в себя список из 17 Целей Устойчивого Развития (ЦУР), сем из которых напрямую касаются экологических вопросов: цель 6 – чистая вода и санитария, цель 7 – недорогостоящая и чистая энергия, цель 13 – борьба с изменением климата и др. Люди активнее начали задумываться над экологическими проблемами, причинами их возникновения. И что самое важное – думают и о путях их разрешения. Каждый из нас, педагогов, должен четко понимать и осознавать, для чего мы учим детей и даем им конкретные знания. Казалось бы, мы – педагоги, больше всего должны быть озадачены достижением цели 4 – Качественное образование. Но обеспечение устойчивого будущего возможно только в решении всего комплекса проблем, с учётом связки социальных, экологических и экономических аспектов. В подтверждение этому Анатолий Владимирович привёл такой пример, когда несомненно хорошая экологическая инициатива 20 лет спустя обернулась финансовыми трудностями.  Посадив по периметру гимназии в свое время деревья, спустя годы пришлось изыскивать ресурсы на решение серьезных последствий такого неграмотного озеленения. Разросшиеся корни под землей повредили канализационную систему данного учреждения образования. Деньги, которые могли были быть потрачены на новое компьютерное оборудование, в прямом смысле были зарыты в землю, потому как решение проблемы было неотложным.

К слову, именно учащиеся минской гимназии №19 в свое время были инициаторами многих креативных, а теперь широко распространённых и, отчасти, жизненно необходимых идей и программ. (Более подробно с экологическими проектами гимназии можно ознакомиться на сайте данного учреждения образования по ссылке www.gymn19.minsk.edu.by)

Картина, выложенная из пластиковых крышек на стене гимназии № 19
Крытая велопарковка, гимназия № 19 г.Минска
Крытая велопарковка, гимназия № 19 г.Минска

 

 Кто считает СО2?

Следующим эстафету выступающего принял профессор Сергей Владимирович Дорожко, преподаватель Института бизнеса БГУ. В докладе «Изменения климата: причины, последствия, адаптация» он обозначил, что данный вопрос не нов сегодня. Об экологических проблемах заговорили еще в 1896 году. Тревогу про усиление парникового эффекта тогда забил Свенте Аррениус. Годы, столетия пробежали, а проблема, увы, осталась таковой.

– Изменение климата требует действий и политической воли, – заострил внимание докладчик.

В данном контексте уместно упомянуть Рамочную конвенцию ООН об изменении климата. Напомню, что данное соглашение подписано более чем 180-ю странами. Докладчик призвал к действиям на всех уровнях. Каждый должен осознавать, что своими привычками к комфортной жизни мы вносим свой «посильный» вклад в глобальные изменения. И то, что в наших широтах теперь случаются торнадо, порывы ветра достигают 25 метров в секунду, продолжительные засухи прерываются обильными ливневыми дождями виноваты и мы, летающие на самолётах, предпочитающие комфортный автомобиль общественному транспорту, покупающие большое количество дешёвых некачественных товаров, при производстве которых и доставку их к нам затрачены ресурсы, а в атмосферу выброшены сотни тонн СО2 и др.парниковых газов.

– А самое ужасное, что при всей остроте проблемы и вроде бы понимании её серьёзности, люди остаются беспечны, – подчеркнул Сергей Владимирович. – Бывая на различных предприятиях, всегда интересуюсь, как они подсчитывают выбросы СО2. Ответ ужасает – «никак»…

Одним из проявлений осознания ответственности за происходящие изменение климата является инициативы Европейского Союза – Соглашение мэров по энергии и климату. Присоединяясь к международной инициативе, местные органы власти (города и районы) берут на себя добровольные обязательства по снижению объема выбросов парниковых газов не менее чем на 30% к 2030 году на своей территории. Основная цель инициативы – устойчивое энергетическое развитие на местном уровне и принятие мер по смягчению последствий и адаптации к изменению климата. В настоящее время насчитывается более 7 тысяч городов и районов в разных странах, подписавших соглашение, среди них 39 белорусских городов.

 

“Энергобаланс” – страничка в Интернете вместо журнала на столе или куда завхозы вносят показания счётчиков

 

 

 

Каким образом учреждения могут помочь своим городам в достижении поставленных целей рассказала Лариса Яковюк, менеджер проектов РСЭОО «Живое партнёрство»: «В рамках реализации проекта «Через энергосбережение к развитию регионов» в трёх пилотных районах (Ветка, Гомельской области, Вилейка Минской области и Чаусы, Могилёвской обл.) в сотрудничестве с местными органами управления мы внедрили ежедневный онлайн мониторинг потребления энергоресурсов с помощью сервиса «Энергобаланс». Лариса подробно представила аудитории как работает «Энергобаланс», продемонстрировала возможности программы. Суть ноу-хау в том, что теперь завхозы учреждений образования трёх районов ежедневно вносят показания счётчиков учёта тепла, электроэнергии и воды не только в бумажные журналы, но и на персональные страницы своих учреждений на сайте «Энергобаланса» www.energobalans.com. Программа автоматически делает арифметическое действие и в таблице данных руководитель видит не показания счётчика за каждый день месяца, а конкретные значения потреблённой энергии. Кроме того, программа строит график, по которому наглядно видно, в какие дни было большее потребление. Что это даёт, и чем онлайн мониторинг интереснее архивных записей в журнале учёта?

Например, в случае нарушения изоляции трубы водоснабжения, на графике учёта воды будет наблюдаться постоянное ежедневное увеличение объёма потребления воды. И если это происходит в течение 2-3 дней, значит надо срочно искать место аварии и предотвращать утечку воды.

Программа имеет много других полезных функций. Энергоменеджер района может анализировать потребление тех или иных ресурсов различными учреждениями, причём не только абсолютные величины, но и удельные: в расчёте на 1 м.кв. площади или на 1 чел.     При этом специалисту ничего не надо вычислять, программа все расчёты делает сама и выстраивает графики. Анализируя графики абсолютного и удельного потребления ресурсов различными организациями можно определять приоритеты, куда, в какое учреждение, требуется в первоочередном порядке вкладывать финансы, чтобы получить ощутимый эффект для района.

Главное же преимущество «Энергобаланса» – доступность данных в любой точке планеты, где есть доступ к Интернету. Бумажный журнал может утеряться, намокнуть, сгореть :(,  компьютер тоже может выйти из строя и все данные будут утеряны. Сервис «Энергобаланс» позволяет хранить данные в виртуальном пространстве, что на сегодняшний день более надёжно.

В завершении своего выступления Лариса Яковюк предложила организациям – участникам сети «Белый аист» присоединиться к онлайн мониторингу энергопотребления. Постоянный контроль и учёт за расходом энергии и воды постепенно мотивирует людей искать возможности для снижения потребления. Результат энергосбережения – это и сэкономленные финансовые средства, и сокращение выброса парниковых газов. Так любое учреждение может вносить свой маленький вклад в предотвращение изменения климата.

 

Белый аист – это не только символ Беларуси

О том, что такое система экологического менеджмента и истории появления в Беларуси сети «Белый аист» рассказала эксперт-аудитор систем экологического менеджмента Ирина Пекур. Для большей части аудитории предмет разговора был знаком. Но среди участников семинара были и те, кто только хотел приобщиться к системной экологической работе, поэтому слушали эксперта внимательно и с предвзятостью. Отрадно, что собравшиеся не только скрупулезно конспектировали важные моменты из докладов, но и активно вступали в диалог со спикерами. Главные вопрос, который волновал «новичков» – что даёт система экологического менеджмента учреждению образования?

Ирина Пекур, эксперт-аудитор систем экологического менеджмента
Ирина Пекур, эксперт-аудитор систем экологического менеджмента

Личным опытом делились их коллеги, в школах и гимназиях которых уже по нескольку лет живут по правилам экологического менеджмента. А это значит, что все «жители» школы, включая учеников, учителей, работников столовой и техработников, и, наконец, администрация берегут тепло, электроэнергию и воду, разделяют отходы, примечают то, на что раньше не обращали внимания и находят интересные решения.

Татьяна Владимировна Губенкова, заместитель директора по воспитательной работе школы №16 города Орши, поделилась опытом их учреждения образования, где экологический менеджмент действует уже 8 лет.

– Признаться, первый год был для нас самым сложным, – отметила Татьяна Владимировна. – Очень непросто было думать не только о выполнении планов и заданий, но и приобщить всех детей и работников к решению неспецифических для учреждения образования задач. Школа построена так, что окна всех учебных аудиторий смотрят на юг, в них светит солнце и здесь всегда теплее, чем на северной стороне здания. Но система отопления одна и в то время, когда греет солнышко, приходится открывать окна, чтобы компенсировать излишек температуры. Так и грели улицу, пока не задумались о том, что реально можно сделать для экономии топлива? Выполнили соответствующие расчёты и внесли предложение в отдел образования. Руководство города пошло нам навстречу. Результатом стала установка задвижек в теплопункте, и теперь можно регулировать отдельно подачу тепла на южную и северную стороны здания – экономия существенная! В выигрыше школа –  в классах нормальная для работы температура воздуха, и городской бюджет. Ещё одно выгодное неординарное решение – устройство теплицы на участке школьной территории, где земля прогревается от теплотрассы. Зимой на этом месте снег никогда не задерживался, земля не промерзала. Ремонт теплотрассы не под силу учреждению образования, да и не его это собственность. Вот и решили использовать уходящее в воздух тепло для выращивания зелени.

«Я преподаю искусство, – говорит Татьяна Владимировна, – но даже на этом уроке мы находим с учениками повод поразмышлять о бережливости.» У каждого школьника есть тетрадь, где он записывает собственные идеи для совершенствования экологического управления в своей квартире. А на уроках ребята делятся находками и рассказывают, каким же образом еще можно минимизировать использование воды, газа, света и др. и, знаете, детям очень нравится такое домашнее задание. Именно так мы, не назидая, воспитываем у наших детей культуру бережного использования ресурсов природы.

Коллегу единогласно поддержали другие участники семинара, дополнив, что таким образом происходит личностная эволюция школьников.

Многие темы, затронутые на семинаре были открытием для большинства участников.

 

Живем в долг у планеты! Что делать?

Концепция «Ноль отходов» (Zero waste), которую представила руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова, вызвала живой интерес у педагогов.  Эксперт начала с плохой новости: 1 августа 2018 года наступил День экологического долга. Что это такое? К этой дате человечество израсходовало ресурс, выделенный нам планетой на год. И теперь до конца текущего года мы будем жить, задолжая у планеты из ресурсов 2019 г.  Ну, это аналогично тому, что свою месячную зарплату вы тратите за 3 недели, а оставшуюся неделю до получки живете в долг. Впечатляет?!

Дарья Чумакова, руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений

По гигиеническим требованиям в учреждениях образования должен быть организован питьевой режим. Мировая практика «моя бутылка», когда у каждого ребенка есть своя многоразовая бутылка для воды, сока, чая, до нас еще в полной мере не дошла. Поэтому в школах, лицеях, гимназиях закупается бутилированная вода и одноразовые пластиковые стаканчики. Последние служат ровно полминуты и один раз, пока ребенок пьет воду. Далее – мусорный контейнер и… не самый лучший подарок для природы и экологии в целом. Эксперт призвала педагогов попытаться найти пластиковым стаканчикам дружественную для природы альтернативу: внедрить европейскую практику¸ когда каждый ребёнок идёт в школу со своей многоразовой бутылкой или установить питьевые фонтанчики. И, судя, по реакции собравшихся, они только «За». Поделилась Дарья и еще несколькими незамысловатыми хитростями энергосбережения в быту, чем вызвала аплодисменты. Подробнее об экспертной точке зрения и нехитрых экологически дружественных привычках поведения можно узнать на сайте Центра экологических решений www.ecoidea.by.

 

 Церковь и экология.

«А вы слышали когда-нибудь про экологические инициативы в церкви? Про возможности сотрудничества учреждений образования с церковными приходами?», – начал своё выступление Сергей Юшкевич, руководитель направления Церковь и охрана окружающей среды Центра экологических решений. Естественно, ответом в большинстве своем было  «нет». Сергей рассказал, что такая инициатива существует уже не один год, а в 2015-м Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подписана Программа сотрудничества на 2016-2020 гг. с Белорусской Православной церковью. Конечно, за непродолжительное время выступления в рамках семинара не так-то просто рассказать о важности и деятельности такой программы и такого сотрудничества. Но у Сергея Юшкевича действительно получилось заинтересовать педагогов.

Сергей Юшкевич, руководитель направления «Церковь и охрана окружающей среды» Центра экологических решений

Приведём только два примера инициатив, где школа и церковный приход объединяются для целей экологического просвещения. Первая инициатива – экологическая тропа «Каменная горка», установленная на территории храма святителя Николая Японского в одноимённом столичном районе. Учителя с учениками из минских (и не только) школ приезжают сюда на экскурсию, а экскурсоводами работают прихожане храма. Стенды рассказывают о птицах и животных, обитающих в этой полосе, биопотах, окружающих храм. Каждый стенд имеет QR-код, через который можно выйти на описание стенда в Интернете, прослушать аудиогид или песни птиц, о которых рассказано на стенде.

Вторая инициатива вызвала особый интерес у иногородних участников семинара. Выставка «Человек и творение» объединяет 11 складных стендов (ролл-апов), которые можно легко транспортировать и установить в любой школе, образовательном центре или другом общественном месте. Особенность выставки – представление экологических аспектов и проблем в сочетании с церковными традициями. Что такое экологически дружественный приход и почему экологи и священники объединяются в протесте против искусственных цветов на кладбище – эти и многие другие темы обсуждаются во время знакомства с выставкой.  Выставку можно заказать в любой город и проводить экскурсии для школьников, прихожан, просто заинтересованных жителей.

Подробнее о выставке «Человек и творение», экологической тропе «Каменная горка» и других примерах церковно-экологических образовательных инициатив можно прочитать на сайте «Человек в ответственности за творение»  www.tvorenie.by .

 

Глобальные цели – благополучие каждого

С интересом слушали участники семинара спикера Наталью Кунцевич, организатора инициативы «Крышарики или Новая жизнь в обмен на крышечки». Собирать пластиковые крышечки в мире стало не просто модно, но и в прямом смысле слова – жизненно необходимо. Ведь в каждой стране-участнице проекта переработанные пластиковые крышечки улучшают или продлевают жизнь болеющему или особенному ребенку, взрослому. В нашей стране более 565 тысяч детей и взрослых имеют инвалидность. К сожалению, на лечение и реабилитацию этих людей государственного финансирования не достаточно. Но 800000 долларов ежегодно белорусы выбрасывают на свалку в виде 4000 тонн пластиковых крышек от бутылок из-под напитков, бытовой парфюмерии и химии. Инициативная группа и сотни волонтеров по всей Беларуси во главе с Натальей Кунцевич решили помочь соотечественникам, которые нуждаются. Именно поэтому по всей стране активно идет сбор пластиковых крышечек. В эту деятельность вовлечены от мала и до велика.

– Наша акция своего рода веселая игра для детей, – отметила Наталья. – Вы бы только видели, с какой радостью и восторгом они приносят крышки в пункты сбора. А когда им объясняешь, что таким образом они помогают другому человеку, то дети просто счастливы.

После яркого и содержательного выступления спикера флаеры и прочая информационная продукция о крышариках по аудитории разлетелась в считанные секунды. Отрадно видеть и осознавать, что мы еще не зачерствели и умеем помогать. Подробнее про инициативу «Новая жизнь в обмен на крышечку» – в социальных сетях: #закрутимдоброедело #крышарики #помогатьэтопросто.

 

В заключение

Каждое мероприятие к счастью или к сожалению имеет свой регламент. Вот и семинар «Роль социальных и образовательных учреждений в предотвращении изменений климата и содействии устойчивому развитию на местном уровне» подошел к концу. Но еще долго участники общались в неформальной обстановке, обсуждая услышанное, делая выводы.

Одно очевидно: каждый получил много полезной и важной информации. А вот как ее внедрить в своем учреждении образования и в семье, вопрос другого дня. Отрадно, что все слушатели искренне благодарили организаторов мероприятия и восторженно отзывались о полезности и важности таких семинаров.

Организаторы, в свою очередь надеются, что каждый из участников привезёт в своё учреждение хоты бы одну новую идею, реализация которой внесёт свой вклад в достижение Целей устойчивого развития.

 

Устойчивый регион – сильная страна: объединяя потенциал и возможности партнеров, мы вносим вклад в обеспечение достойной жизни людей и достижение целей устойчивого развития в Беларуси.

Презентации

Скачать (-19-г.Минска.pdf,PDF, 3.15MB)

Скачать (-С_Изменения-климата.pdf,PDF, 1.85MB)

Скачать (-Н._Новая-жизнь-в-обмен-на-крышечки.pdf,PDF, 3.89MB)

Скачать (.Яковюк_Про-проект-и-Энергобаланс.pdf,PDF, 2.57MB)

Скачать (-И.Поддержка-системы-экологического-менеджмента-в-учреждениях-образования.pdf,PDF, 867KB)

Скачать (-Д._Ноль-отходов-для-школ.pdf,PDF, 2.7MB)

Скачать (.pdf,PDF, 2.66MB)

Скачать (-С._Церковь-и-охрана-окружающей-среды.pdf,PDF, 4.84MB)

Скачать (_Экологические-инициативы-в-учреждениях-образования.pdf,PDF, 1.4MB)